Вёрстка – монтаж полос оригинал-макета из составных элементов: набранного текста, заголовков, таблиц, иллюстраций и пр. Эта операция включает в себя формирование книжных, журнальных или газетных полос определенного формата. В процессе верстки полосы издания приобретают завершенный вид. От того, как размещены текст, таблицы, формулы, иллюстрационный материал, заголовки, зависит качество оформления издания.

Редактор не всегда может определить, как именно будет выглядеть книга. Задача редактора – продумать общий вид издания и определить все его необходимые элементы. После этого книгу передают верстальщику. Верстальщик получает текстовые файлы и папки с фотографиями, он просматривает полученные материалы и предварительно представляет себе результат своей работы. Чаще всего, он сам будет разрабатывать макет, при этом он должен учитывать все пожелания заказчика. Конечно, он будет применять свои знания и опыт и руководствоваться общими правилами верстки книг.

Верстальщик не только работает с текстом, но и (в качестве дизайнера-верстальщика) размещает иллюстрации на полосах. При этом он обязан соблюдать несколько правил. Прежде всего, он обязан помнить, что иллюстрации должны облегчать восприятие книги как единого целого. Верстальщик должен обладать определенным художественным вкусом и не допускать стилистического разнобоя. Конечно, он также обязан помнить, что логическая завершенность книги невозможна без соблюдения всех правил верстки.

Все требования к верстке можно разделить на композиционные, гигиенические и стилистические.

Требования композиционные связаны с понятием технической и информационной совместимости, когда соблюдается постоянство форматов полос, их приводность (последовательное без накладок размещение текста на полосах), правильная соподчиненность элементов текста. Заголовки, формулы, таблицы, то есть все элементы, отличающиеся от основного текста, отбивками по высоте приводятся к высоте, кратной кеглю основного текста. Такое правило не применяется только для изданий газетного типа.

Требования гигиенические призваны защитить здоровье потребителя. В случае, когда осуществляется печать книг, они в первую очередь обеспечивают защиту зрения в процессе чтения: применение удобочитаемых шрифтов, соблюдение выверенных интервалов между частями текста и необходимой ширины полей.

Требования стилистические направлены на поддержание единого гармоничного образа издания: это единообразие текстовой структуры. Кроме того, красивая верстка всегда выполнена по правилам «Золотого сечения»

Верстка и «золотое сечение»

При разработке дизайна издания и исполнении верстки, полезно помнить о правиле «золотого сечения». Оно помогает выбрать правильные пропорции страницы.

В чем сущность правила «золотого сечения»? Известно, что глаз при созерцании предметов лучше воспринимает такое их соотношение, когда больший отрезок линии относится к меньшему, как вся линия к большему отрезку. Математически это выглядит как (А + В) : А = А : В. И если меньший отрезок В считать равным 1, то А будет равно примерно 1,61. Для человеческого глаза такие пропорции удобны скорее всего по той причине, что глазные мышцы при этом испытывают наименьшее напряжение. Кроме того человек лучше видит горизонтали, чем вертикали. Потому сжатое в ширину и вытянутое в высоту изображение – это касается и букв, и страниц – часто оказывается удобнее.

Давно установлено – с эстетической точки зрения лучше воспринимаются не хаотические композиции, а плоскости с четкими геометрическими пропорциями. Впрочем, научного обоснования этому пока нет.

Разработано много вариантов пропорций между шириной и высотой страницы. Чтобы сориентироваться при подготовке макета к верстке, можно исходить или из иррациональных пропорций, определяемых геометрически (золотое сечение – 1:1,618, отношение стороны квадрата к его диагонали – 1:1,41; 1:1,538; 1:1,732), или из простых рациональных пропорций (1:2, 2:3, 3:4, и близких к золотому сечению 5:8, 5:9).

Необходимо продумать правильное сочетание всех элементов оформления книги. Если все сделано грамотно, то размеры полосы набора хорошо сочетаются с шириной полей и отступов, шрифт не противоречит формату издания, графика смотрится органично. Но в случае небрежности страдает весь вид книги. Об этом нельзя забывать и при верстке сложного и объемного произведения, и при работе над небольшим изданием.

Верстка должна обеспечивать правильное восприятие книги, и прежде чем начать верстку, нужно продумать все детали. Верстка не может считаться удовлетворительной, если для чтения текста приходится прилагать лишние усилия. Главное для читателя – понять то, что хотел сказать автор. Оптимальным во многих случаях будет классическое решение, и творческие находки верстальщика не всегда уместны.